Главная страница >> Веломеханика
Установка и снятие колес.
Снять колесо велосипеда - элементарное действие для любого велосипедиста.
Снимать колесо приходится по самым разным причинам - ремонт проколотой камеры,
устранение восьмерок (если используется стенд), регулировка и смазка втулок.
Часто приходится снимать колесо при транспортировке велосипеда, например, в
поезде.
Но многие начинающие велосипедисты не совсем представляют себе, как это надо
делать. (Опытных прошу не смеяться).
Естественно, снимать колеса удобнее, когда велосипед перевернут колесами вверх.
В переворачивании велосипеда никаких трудностей не возникает (на зависть
автомобилистам - домкрат не нужен), велосипед достаточно устойчиво стоит на руле
и седле. Надо только аккуратнее обращаться с тем оборудованием, которое
установлено на рулевой трубе - спидометрами, фонариками, манетками. Эти предметы
можно легко повредить об пол / землю.
Счастливые владельцы велосипедов с дисковыми гидравлическими тормозами не
должны забывать, что им не рекомендуется переворачивать велосипед вверх колесами
на длительное время, потому что пузырьки воздуха из расширительного бачка могут
попасть в гидролинию. Ничего страшного в этом нет, но после того, как велосипед
будет поставлен на колеса, тормоза, возможно, придется прокачать. Не следует
также нажимать на тормозные рукоятки гидравлических тормозов, пока велосипед
стоит без колес - колодки могут сблизиться настолько, что потом обратно колесо
установить на место будет трудно.
Если у Вашего велосипеда
тормоза типа V-Brake, то их надо
расстегнуть перед снятием колеса. Иногда, если на колесе стоит покрышка
большого диаметра, то раствора тормозных рычагов не хватает для снятия
колеса, и приходится спускать воздух из камеры. |
Колеса могут крепиться в передней вилке и раме двумя способами. На велосипедах начального уровня, на подростковых велосипедах колесо крепится к наконечникам вилки гайками, навинченными на концы оси. Для снятия колеса нужен разводной или накидной ключ подходящего размера. |
|
На спортивных шоссейных и горных велосипедах может применяться быстродействующий эксцентриковый зажим. Колесо в таких велосипедах можно снимать без применения инструментов. |
Колодки тормозов V-BRAKE находятся очень близко к ободу колеса. Поэтому для того, чтобы выполнить обслуживание тормозов, сначала надо расстегнуть тормозные рычаги и развести их в стороны. Расстегивать тормоза приходится также при снятии колес. Процедуры расстегивания и застегивания сложностью не отличаются и выполняются в течение нескольких секунд, но для многих начинающих велосипедистов, а также для тех, кто катался только на отечественных велосипедах, эта операция оказывается неочевидной, поэтому опытных прошу не смеяться.
Механизм для расстегивания состоит из наконечника троса, и хомута, смонтированного на одном из тормозных рычагов. | ||
Сначала резиновую гофрированную оболочку троса , которая находится между тормозными рычагами, отодвигаем в сторону винта крепления троса и обнажаем весь наконечник троса. Потом рукой сдвигаем тормозные рычаги друг к другу, выводя наконечник троса из хомута. |
||
Опускаем хомут вниз, и разводим тормозные рычаги в стороны. Готово. Теперь можно менять колодки, снимать колеса. Самое главное в этой операции - не забыть потом вернуть все на место, и не уехать с расстегнутыми тормозами. (Это будет совсем не смешно)
|
С левой стороны втулки находится рычаг
эксцентрикового зажима. Просто поворачиваем его на 180 градусов. Крутить этот рычаг вокруг оси втулки не надо. |
||
Отворачиваем на несколько оборотов
гайку-барашек с правой стороны втулки, и вынимаем колесо из наконечников
вилки. Колесо снято. |
Установка переднего колеса производится в порядке, обратном снятию. Самое главное - правильно установить усилие, с которым эксцентриковый зажим удерживает колесо в вилке. Перетяжка нежелательна - можно повредить или зажим, или вилку. Слишком слабое усилие может привести к выпадению колеса из вилки (особенно это относится к велосипедам с дисковыми тормозами, потому что они оказывают значительно большие усилия на вилку, чем ободные).
Вставляем колесо в наконечники
вилки.
Проверяем, что колесо легло симметрично, без перекосов относительно ног вилки. Если колесо отцентрировано правильно (без восьмерок и зонта), и вилка не погнута, то и колесо ляжет нормально. В противном случае надо устранять причину перекоса. |
|||
Надо убедиться, что ось колеса до конца вошла в паз наконечника, и лежит на дне этого паза. | |||
Неправильно |
Правильно |
||
Если на вашем велосипеде стоят дисковые гидравлические тормоза, то при установке колеса придется аккуратно вставить тормозной диск в калипер, между тормозными колодками. Возможно, вы обнаружите, что эти колодки стоят очень близко друг к другу и вставить между ними диск не получается. В этом случае надо осторожно раздвинуть колодки чем-нибудь типа широкой отвертки. Больших усилий при этом не прикладывайте, чтобы не оставить на тормозных колодках заусенцев. | |||
Поворачиваем рычаг эксцентрикового зажима на 90 градусов (он становится почти параллельно оси втулки), и заворачиваем гайку - барашек до упора, но не затягиваем ее. | |||
Теперь поворачиваем рычаг
эксцентрикового зажима так, чтобы он встал параллельно вилке. Усилие
должно быть ощутимое, но не чрезмерное. При необходимости можно
покрутить гайку - барашек, чтобы увеличить или уменьшить усилие сжатия.
Колесо установлено. Не забудем застегнуть тормоза, если на вашем велосипеде стоят V-Brake. |
Если на Вашем велосипеде стоят дисковые тормоза, то рычаг эксцентрикового зажима не должен касаться тормозного диска. Он должен находиться рядом с ногой вилки. |
Заднее колесо снимать надо примерно так же, как и переднее, только надо еще извлечь колесо из цепной передачи. Для этого сначала переводим цепь на самую маленькую заднюю звездочку.
С левой стороны втулки находится рычаг
эксцентрикового зажима. Просто поворачиваем его на 180 градусов. Крутить этот рычаг вокруг оси втулки не надо. |
||
Отворачиваем на несколько оборотов гайку с
правой стороны втулки, и аккуратно отводим рычаг переключателя вверх и
назад. |
||
Удерживая рычаг натяжителя цепи, аккуратно вынимаем колесо из наконечников вилки. Колесо снято. |
Установка заднего колеса производится в обратной последовательности, а особенности работы с эксцентриковым зажимом такие же, как и на переднем колесе. Перед установкой надо убедиться, что задний переключатель стоит в положении, соответствующем самой маленькой звездочке.
Аккуратно отводим рычаг натяжителя цепи вверх и назад. Вставляем колесо в наконечники задней вилки, одновременно надевая цепь на самую маленькую звездочку. Надо убедиться, что ось колеса до конца вошла в паз наконечника, и лежит на дне этого паза. Проверяем, что колесо легло симметрично, без перекосов относительно ног вилки. | |||
Если на вашем велосипеде стоят дисковые гидравлические тормоза, то при установке колеса придется аккуратно вставить тормозной диск в калипер, между тормозными колодками. Возможно, вы обнаружите, что эти колодки стоят очень близко друг к другу и вставить между ними диск не получается. В этом случае надо осторожно раздвинуть колодки чем-нибудь типа широкой отвертки. Больших усилий при этом не прикладывайте, чтобы не оставить на тормозных колодках заусенцев. | |||
Надо убедиться, что ось колеса до конца вошла в паз наконечника, и лежит на дне этого паза. | |||
Неправильно |
Правильно |
||
Поворачиваем рычаг эксцентрикового зажима на 90 градусов (он становится почти параллельно оси втулки), и заворачиваем гайку-барашек до упора, но не затягиваем ее. | |||
Теперь поворачиваем рычаг
эксцентрикового зажима так, чтобы он встал параллельно вилке. Усилие
должно быть ощутимое, но не чрезмерное.
Колесо установлено. Не забудем застегнуть тормоза типа V-Brake. |
Если на Вашем велосипеде стоят дисковые тормоза, то рычаг эксцентрикового зажима не должен касаться тормозного диска. Он должен находиться рядом с ногой вилки. | |||
Неправильно |
Правильно |
Источники:
"www.bike-repair.narod.ru" Компаниец Максим
Главная страница >> Веломеханика