С чего начать?
Если гонять по двору на велосипеде Вам уже надоело, равно как и колесить по пыльной Москве, лавируя между КАМАЗами, - стоит подумать, а не отправиться ли куда подальше?
То есть за город. Начать можно с небольших прогулок по Подмосковью, а потом переключиться на одно-двухдневные походы выходного дня (ПВД).
Даже если велосипеда у Вас нет и Вы абсолютно не представляете себе, как и с чего начать, одного вашего желания хватит, чтобы все организовать.
Для начала надо подготовить велосипед. Конечно, можно привезти с дачи Десну или Салют, но удовольствие будет совсем не то.
- В чем разница между «Салютом», на котором ты раньше ездил, и Giant, который у тебя сейчас?
- Понимаешь, Giant едет сам.
Скажем так, почти сам. Поэтому если вы хотите все же куда-нибудь уехать, лучше приобрести велосипед с передачами, передними и задними тормозами, хорошими колесами и прочной рамой.
Сейчас недостатка в велосипедах на рынке не наблюдается, можно найти модель на любую сумму, начиная от $100. Разница между очень дорогим велосипедом и очень дешевым будет, конечно же, в качестве. Но так ли оно для вас принципиально? Если вы хотите проверить, нужен ли вам вообще велосипед, если вы готовы через пару лет купить новый, или наоборот отвезти этот на дачу для компании «Салюту», если ремонтная мастерская находится рядом с домом и свои первые 2000км, после которых дешевому велосипеду понадобится полная переборка, вы планируете проехать еще не скоро, смело покупайте подешевле. Удовольствие вы все равно получите, но, возможно, оно будет омрачено различными неожиданностями. Если же вы хотите чего-то более основательного и надежного, рассчитывайте на сумму от $300-400 и выше. Из собственного опыта: я откатала 6000 км на велосипеде стоимостью $150 долларов и до сих пор его не продала, хотя временами очень хочется. За это время мне пришлось перебрать каретку, заменить задний переключатель с кассетой, цепь, много раз регулировать тормоза и скорости, а сейчас, пожалуй, придется полностью сменить систему тормозов.
Для более или менее длительных поездок главными качествами вашего велосипеда должны стать комфортность, надежность и хорошие ходовые качества.
Большинство велосипедов, представленных у нас в стране – MTB (горные велосипеды). И хотя вряд ли в Подмосковье вы найдете много гор, скорее всего вы для своих поездок приобретете именно такой велосипед: прямой руль, крупный протектор, передний амортизатор. Классических «шоссейников» гораздо меньше, и они намного дороже, хотя в последнее время их рынок тоже увеличивается. Помимо этого, есть много промежуточных типов - «дорожники», «сити-байки» и т.д.
Так называемый горный велосипед и его разновидности, с одной стороны, не так хорошо приспособлен для скоростных гонок по шоссе (прямой руль, крупный протектор и передний амортизатор препятствует развитию скорости по асфальту), с другой – из-за этих же качеств будет вам незаменим на проселочной дороге, позволяя удерживать равновесие в песке, лавировать между разбросанными камнями, легко съезжать с лесных горок и более уверенно управлять велосипедом на пересеченной местности. Пожалуй, для Подмосковья вам больше пригодятся последние качества.
Если вы планируете ездить и зимой, подумайте о шипованной резине, стоимость которой приближается к стоимости таковой для автомобиля.
Передний амортизатор сейчас ставится даже на самые дешевые велосипеды, правда, соответственного качества (без регулятора жесткости). Считается, что он делает велосипед более устойчивым, а езду – комфортной.
Самая главная деталь велосипеда, не поддающаяся замене, - рама, поэтому нелишне поинтересоваться у продавца, не из-за рамы ли велосипед так дешев. Раньше рамы были в основном стальные и хромомолибденовые. Они достаточно прочны, хорошо пружинят, и нередко солидные фирмы дают на них пожизненную гарантию (Giant), что приятно. Оптимисты уверяют, что одним из преимуществ такой рамы является то, что она никогда не сломается неожиданно – сначала появятся предупреждающие трещины, которые даже можно заделать путем сварки. В отличие от рам алюминиевых сплавов. Если они ломаются, то сразу и тут же, безо всяких там предупреждений. Зато они легче (и дороже) и, видимо, потому сейчас распространены больше.
Все остальное в велосипеде – это «навеска»: переключатели передач, тормозная система и проч. От того, как будут переключаться передачи вашего велосипеда, зависит уверенность владения велосипедом, а следовательно, ваша мобильность и свобода передвижения. Навеска среднего уровня (и соответственно цены) представлена магическими словами Acera, Alivio, низкого – Altus, и высокого – Deore. Это, конечно, очень условное деление, однако может помочь вам сориентироваться.
Среди велосипедов хорошего качества вы найдете такие марки, как: Merida, Giant, Peugeot, Author, Scott, Schwinn, Wheeler, Trek, GT, Gary Fisher, стоимостью от $400 и выше. Есть модели этих же марок более низкого качества. Тогда стоит поинтересоваться, чем это обусловлено.
Если все это представляется вам чем-то непостижимым, ориентируйтесь на известность торговой марки и не ставьте на «темную лошадку». Тем же следует руководствоваться при выборе магазина или салона, где вы будете приобретать велосипед.
Когда вы определились по деньгам и составляющим своего велосипеда, обратите внимание на посадку. Обязательно попробуйте сесть и, если есть возможность, прокатиться. Длина рамы должна позволять вам при езде как бы опираться руками о руль, а не тянуться к нему.
Вы должны полюбить свое седло. Седла могут быть жесткие, мягкие, анатомические (то есть принимающие форму того, на чем сидят), гелевые и т.д. Многие спорят о том, какие лучше, однако тут главный критерий – ваше удобство: выбирайте то, что удобнее лично вам.
Высота седла должна быть отрегулирована так, чтобы сидя на седле, вы не доставали до земли ногами.
Итак, велосипед выбран и куплен.
Как правило, все MTB продаются без багажников. Однако при езде на более или менее длительные расстояния багажник – вещь незаменимая. Еду, запасную одежду в рюкзаке можно прикрепить к багажнику. На маленькие расстояния вполне можно обойтись и обычным заплечным рюкзаком. Однако если вам понадобится возить палатку, спальник и т.д., вам не обойтись без того, что называется «штаны». Это специальный велорюкзак, который компактно и устойчиво «садится» к вам на багажник. Однако если Вы любитель большой скорости, помните, что такая конструкция рюкзака не может ее не гасить. Цены на рюкзаки-штаны начинаются с 800 рублей (фирма Course).
Вместе с велосипедом хорошо бы сразу купить минимальный набор инструментов (200 руб), насос (300 руб) и запасную камеру (от 100 руб).
Все остальное – аксессуары, в необходимости которых Вы убедитесь после первого же похода. Зато представьте, скольких мук вы лишите желающих купить вам что-нибудь на день рождения.
Уверена, что первым же аксессуаром, который вы захотите приобрести, будет велоодежда. Конечно, можно ездить в обычных шортах или брюках, однако чем жестче у вас седло, тем больше вы оцените прелесть «велотрусов» со специальным «памперсом» для комфорта, а чем жарче выдалось лето, тем больше вам захочется иметь веломайку, которая пропускает воздух, но не пропускает холод/тепло. Если, конечно, сделана из качественного материала (от 800 рублей).
После первого же падения (чур, конечно, но бывает) Вы поймете, зачем нужны велоперчатки. Чем они прочнее, тем лучше, потому что, как правило, удар на себя принимают руки, и если они надежно защищены, последствия будут не так страшны. Кроме того, вы будете более уверенно держаться за руль, а ваши руки не будут похожи на руки трудяги с киркой.
После того, как вы будете возвращаться после поездки по темному шоссе, где внезапно выключили освещение, вы тут же купите себе фару, которая цепляется на руль. Рублей за 500 можно приобрести галогеновую фару на батарейках. Есть менее мощные фары от 300 рублей, а для особых любителей есть фары, заряжающиеся от вращения колеса, что доставит вам дополнительные сложности при подъемах.
На крайний случай можно запастись хотя бы красным проблесковым маячком (на подседельную трубу или багажник), который будет оповещать машины по соседству о вашем присутствии на дороге (от 100 рублей).
После поездки по какой-нибудь пыльной дороге, вы поймете необходимость велоочков, или хотя бы обычных крепко держащихся на носу очков, которые будут защищать вас от насекомых, пыли и прочих летающих объектов.
Возможно, из любопытства вы приобретете велокомпьютер, чтобы знать, сколько километров вы преодолеваете в день, с какой средней или максимальной скоростью. Даже самая простая модель с тремя функциями (общий километраж, километраж за поездку и текущая скорость) будет вас первое время очень забавлять, а через год вы без нее уже просто не сможете ездить, а может, поменяете на более продвинутую беспроводную или какую-нибудь еще, какую придумают к тому времени.
Перед тем, как выехать куда-нибудь на достаточно длительное время, а тем более на шоссе или оживленную улицу Москвы, лучше попробовать новый велосипед в более тихом месте. Особенно, если последний раз вы ездили на «Салюте». Принцип езды на современном байке немного отличается. В частности, вам придется привыкнуть, что тормозить надо руками, причем если вы, увидев непонятно откуда взявшуюся кошку, резко затормозите передним тормозом, будьте уверены, что перелетите через переднее колесо (и после этого, вероятно, прикупите себе защитный шлем, и правильно сделаете). Желательно, чтобы вы это сделали не на МКАДе, как автор этих строк, а где-нибудь у себя во дворе. По МКАДу, кстати, ездить на велосипеде запрещено правилами дорожного движения. Да и удовольствия, признаться, мало, но иногда приходится в силу необходимости.
Итак, вы стали счастливым обладателем велосипеда и готовы расширить границы своих велосипедных помыслов и выехать за город.
В первый раз лучше всего выехать с компанией более опытных единомышленников (можно найти по интернету, например http://velo.posyo.ru/ , http://velozona.ru/ ) или даже с одним из велоклубов (http://veloclub.ru/ ), которые летом всегда устраивают походы по выходным. К ним присоединиться может любой желающий, предварительно договорившись с руководителем по телефону.
Если же вы хотите поехать самостоятельно, что очень даже понятно, вам придется для начала спланировать маршрут. Приобретите карту московской области приличного масштаба (километровку или двухкилометровку), выберите объект своего интереса и дорогу к нему. Старайтесь избегать больших трасс и помните, что московская область усеяна военными частями, которые на картах не обозначены, да и сама карта очень примерна. В день можно проехать около 100 км без груза по хорошим дорогам и при наличии некоторой тренировки. Лучше планировать около 60-70 км, тогда как раз получится цифра 100. В первый поход планируйте не более 40 км.
Что необходимо брать с собой?
Как добираться до места?
Скорее всего, чтобы добраться до места, вам придется воспользоваться услугами железной дороги, потому что мало хороших мест находится настолько близко от Москвы, чтобы туда можно было добраться на велосипеде. Да и вряд ли это интересно. Лучше ездить по местам нетронутым или тронутыми не так, как «тронуто» ближнее Подмосковье.
Транспортировать велосипед в электричке не так уж сложно. Необходимо приобрести билет на велосипед, чем, возможно, вы озадачите кассиршу, и она выпишет вам билет на «живность». На расстояние до 100км он будет стоить 12 руб. 90 коп. Велосипед лучше всего разместить в вагоне с местами для инвалидов-колясочников, если, конечно, вы не отбираете у них место.
Пройти с велосипедом в метро более проблематично, потому что его перевозка по метрополитену запрещена. Тут все зависит от вашего умения общаться с бабушками. Некоторые попросят с Вас десять рублей, некоторые заставят снять переднее колесо, иные просто не пустят. Главное – держаться до конца.
Если вы решили посетить одну из усадеб, которыми знаменито Подмосковье, вам надо будет позаботиться о сохранности своего велосипеда, пока вы будете наслаждаться музейными красотами. Сделать это можно с помощью велозамка, который представляет собой металлический тросик с замком. Очень надеяться на него не рекомендуется, однако на пару часов, если повезет, оставить велосипед пристегнутым к дереву или забору в более или менее людном месте можно.
Для зимних поездок неплохо бы сделать повязку против ледяного ветра (можно самосвязанную, можно купить как для полярников, около $15) и особо продумать средства защиты – шлем, наколенники, перчатки.
Проезжая по деревням, надо быть готовым к нападению собак. Это, конечно, не медведи, как на Аляске, но тоже может быть неприятным. В магазинах продают сигнальные пистолеты, которые якобы распугивают собак – не знаю, не пробовала. Можно, конечно, предложить собакам колбасы, если она у вас завалялась где-нибудь на руле. Однако зачастую достаточно просто остановиться или пройти какой-то участок пешком.
После длительной поездки, особенно под дождем, велосипед надо обязательно помыть, почистить (все механизмы боятся грязи и воды, низкого качества - особенно) и смазать. В качестве смазки можно применять обычное машинное масло, а можно приобрести специальную велосипедную смазку, а также чистящее средство для кассеты (или использовать обычный керосин).
За состоянием велосипеда надо постоянно следить, прислушиваться, нет ли стука, хруста или свиста и при первых же симптомах обращаться в веломастрескую, которая, как правило, есть при любом крупном магазине.
Удачи вам на дорогах!
Источники:
"http://velo.posyo.ru" Костюк Софья Владимировна